Пояснительная записка к учебному плану Учебный план МАДОУ Детского сада №4 на 2024 – 2025 учебный год является нормативным актом, регламентирующим последовательность, продолжительность образовательной деятельности детей, сбалансированность ее видов, исходя из условий детского сада, программно – методического, кадрового обеспечения, содержания ООП ДО. Учебный план МАДОУ Детского сада №4 разработан в соответствии со следующими документами: Федеральным законом от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 №1155, зарегистрированным в Минюсте России 14 ноября 2013г.); Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам дошкольного образования (приказ министерства образования и науки РФ от 30.08.2013г. №1014); – Федеральный закон от 24 сентября 2022 г. № 371-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и статью 1 Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации»; – федеральная образовательная программа дошкольного образования (утверждена приказом Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028, зарегистрировано в Минюсте России 28 декабря 2022 г., регистрационный № 71847); – Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» – Санитарные правила СП 2.4. 3648 -20 «Санитарно - эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. №28) – Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 г. №2) Детский сад работает в режиме пятидневной рабочей недели, длительность пребывания детей в детском саду составляет 10,5 часов: с 7.30 до 18.00 часов. в МАДОУ Детском саду №4 функционирует 11 общеобразовательных групп, укомплектованных в соответствии с возрастными нормами: - Первая группа раннего возраста (1,6– 2 года) -1 группа - Вторая группа раннего возраста (2-3 лет) - 2 группы - Младшая группа (3-4 года) - 2 группы - Средняя группа (4-5 лет) - 2 группы - Старшая группа (5-6 лет) - 2 группы - Подготовительная к школе группа (6-7 лет) - 2 группы Учебный план разработан в соответствии с основной общеобразовательной программой – образовательной программой дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности, разработанной в соответствии с ФГОС ДО, с учетом Примерной основной образовательной программы дошкольного образования. В структуре учебного плана выделяются обязательная и формируемая часть. Содержание педагогической работы по освоению детьми образовательных областей «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Развитие речи» входят в расписание непрерывной образовательной деятельности. Они реализуются как в обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, так и во всех видах деятельности и отражены в календарном планирование. Образовательная деятельность осуществляется в двух основных моделях организации образовательного процесса – совместной деятельности взрослых и детей, свободной самостоятельной деятельности. Совместная образовательная деятельность взрослых и детей осуществляется в виде непосредственной образовательной деятельности, и в виде образовательной деятельности, реализуемой в ходе режимных моментов. Непосредственная образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов деятельности: в раннем возрасте (от 1,5 до 3 лет) – предметную деятельность и игры с составными и динамическими игрушками, экспериментирование с материалами и веществами, общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого; самообслуживание и действия с бытовыми предметами – орудиями (ложка, совок, лопатка), восприятие смысла музыки и стихов, рассматривание картинок; двигательную деятельность. в дошкольном возрасте (3-6 лет) – игровую, включая сюжетно – ролевую игру, игры с правилами и другие виды игры, познавательно- исследовательскую, коммуникативную, восприятие художественной литературы и фольклора, конструирование, изобразительную, музыкальную и двигательную активность с использованием разнообразных форм и - методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно и зависит от контингента детей, и решения конкретных образовательных задач. Количество и продолжительность организованной образовательной деятельности устанавливаются в соответствии с санитарными правиламии нормами (СанПиН 1.2.3685-21) Продолжительность организованной образовательной деятельности для детей от 1,5 до 3 лет – не более 8- 10 минут, для детей от 3 до 4 лет – не более 15 минут, для детей от 4 до 5 лет – не более 20 минут, для детей от 5 до 6 лет – не более 25 минут, для детей от 6 до 7лет – не более 30 минут. Максимально допустимый объём образовательной нагрузки в первой половине дня в младшей и средней группах не превышает 30 и 40 минут соответственно, а в старшей и подготовительной группах – 45 минут и 1,5 часа соответственно. В середине времени, отведённого на организованную образовательную деятельность, проводятся физкультурные минутки. Перерывы между периодами организованной образовательнойдеятельности – не менее 10 минут. Допускается для детей раннего возраста от 1,5 – 3 лет осуществлять образовательную деятельность в первую и во вторую половину дня (по 8-10 мин.) Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста может осуществляться во второй половине дня после дневного сна. Её продолжительность составляет не более 25 – 30 минут в день. В середине организованной образовательной деятельности статического характера проводятся физкультурные минутки. Образовательную деятельность, требующую повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, организуется впервую половину дня. Непосредственно образовательная деятельность осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно – исследовательской, двигательной, конструирование, восприятие художественной литературы, музыкальной, изобразительной). В образовательном процессе используется интегрированный подход, который позволяет гибко реализовывать в режиме дня различные виды детской деятельности. В летний период (с 01.06.2022 г. по 31.08.2022 г.) учебные занятия не проводятся. В это время увеличивается продолжительность прогулок, а также проводятся спортивные и подвижные игры, спортивные праздники, экскурсии и др. Формы периодичность и порядок текущего контроля и промежуточной аттестации обучающих: в соответствии с Законом РФ №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации (ст.64, п. 2) промежуточная и итоговая аттестация обучающихся по образовательным программам дошкольного образования не проводится. Образовательный (учебный) план групп общеразвивающей направленности муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 4 на 2023 - 2024 учебный период (с 01.09.2023-31.05.2024 г.) Возрастные категории Группа раннего возраста Учебный период 2 до 3 лет Н/М/Г* Образовательная область Наименование занятий Формирование основ безопасного поведения Формирование основ гражданственности и патриотизма Трудовое воспитание Социальные отношения (ознакомление с социальным окружением) Окружающий мир (ознакомление с предметным окружением) Природа (ознакомление с природным миром) Сенсорные эталоны и познавательные действия /экспериментирование (в группах старшего дошкольного возраста) Математические представления Речевое развитие (формирование словаря, звуковая культура речи, - Группы младшего дошкольного возраста от 3 до 4 лет Н/М/Г* Группы среднего дошкольного возраста от 4 до 5 лет Н/М/Г* Группы старшего дошкольного возраста от 5 до 6 лет Н/М/Г* Социально-коммуникативное развитие ** ** ** от 6 до 8 лет Н/М/Г* ** - ** ** ** ** 1/4/36 ** 0,5/2/18 ** 0,5/2/18 ** 0,5/2/18 ** 0,5/2/18 Познавательное развитие 0,5/2/18 0,5/2/18 0,5/2/18 0,5/2/18 0,5/2/18 0,5/2/18 0,5/2/18 0,5/2/18 0,5/2/18 0,5/2/18 0,5/2/18 0,5/2/18 0,5/2/18 0,5/2/18 0,5/2/18 1/4/36 1/4/36 2/8/72 1/4/36 2/4/36 1/4/36 0,5/2/18 1/4/36 Речевое развитие 1/4/36 1/4/36 грамматический строй речи, связная речь) Подготовка к обучению грамоте Интерес к художественной литературе Приобщение к искусству Изобразительная деятельность (рисование) Изобразительная деятельность (лепка) Изобразительная деятельность (аппликация) Изобразительная деятельность (декоративно-прикладное искусство) Изобразительная деятельность (прикладное творчество) Конструктивная деятельность Музыкальная деятельность Театрализованная деятельность Культурно-досуговая деятельность ** ** ** ** ** Художественно-эстетическое развитие ** ** ** 0,5/2/18 1/4/36 1/4/36 Физическая культура (основная гимнастика, подвижные игры, спортивные упражнения) в помещении Физическая культура (основная гимнастика, подвижные игры, спортивные упражнения) - на улице Формирование основ здорового образа жизни Активный отдых ИТОГО (объем образовательной нагрузки) * Н/М/Г – количество занятий в неделю/месяц/год ** ** 1/4/36 ** ** 2/8/72 ** 2/8/72 0,5/2/18 0,5/2/18 0,5/2/18 0,25/1/9 0,25/1/9 - 0,5/2/18 0,5/2/18 0,25/1/9 0,25/1/9 - - - 0,25/1/9 0,25/1/9 - - - 0,25/1/9 0,25/1/9 ** 2/8/72 ** ** ** 2/8/72 ** ** ** 2/8/72 ** ** 2/8/72 2/8/72 2/8/72 ** ** 2/8/72 2/8/72 ** ** ** ** Физическое развитие 3/12/108 3/12/108 - - 1/4/36 1/4/36 1/4/36 ** ** ** ** ** ** 11/44/396 ** 11/44/396 ** 13/54/486 ** 14/56/504 ** 10/40/360 ** проведение за рамками занятий, например, в совместной деятельности педагога с детьми *** -занятия в рамках формируемой участниками образовательных отношений части